Шлюз «Немново»
Заказать экскурсиюАвгустовский канал – памятник гидротехнического зодчества, расположенный в зоне, которая находится под защитой ЮНЕСКО. Это судоходный канал, соединяющий реки Вислу и Неман, а также 7 естественных озер - Нецко, Бяле, Студзеничне, Орле, Панево, Кшиве и Микашево. Он проходит по территории Беларуси и Польши, включая ряд шлюзов и разводных мостов.
В белорусской части канала находятся три шлюза, один из которых – «Немново». Он расположен в 7 км к северо-востоку от поселка Сопоцкин на 102-м километре Августовского канала. Это самый большой шлюз на протяжении всей водной артерии, включая даже его польскую часть.
Гидротехническая конструкция построена по проекту Игнатия Прондзинского. Строительными работами непосредственно занимался подполковник Ян Павел Левель. Его имя увековечено на прикрепленной к стене шлюза табличке.
Шлюз «Немново» вначале был двухкамерным, однако в 1833 году появилась третья камера. В 2006 году Августовский канал был реконструирован, и была достроена еще одна камера. Главная причина этого – работы по добыче гравия из русла Немана в 70-ые годы XX века, из-за которых образовалась, так называемая, Дмисевичская затока, понизившая уровень воды в реке до 1.5 м.
Металлические ворота для шлюза были произведены на Волковысском заводе литейного оборудования. Вес каждой конструкции составляет около 6 т. На шлюзе построены были также деревянные ворота. Они - достаточно массивные, содержащие различные металлические элементы. Их ширина – около 4 м, высота – около 6м. Вес каждой конструкции достигает 2 т. Деревянные ворота оснащены специальными массивными рычагами, позволяющими открывать и закрывать их вручную. Внизу конструкции находятся небольшие отверстия для наполнения шлюза водой.
Камеры шлюза «Немново» демонстрируют всю мощь гидротехнического сооружения – Августовского канала. Перепад воды здесь составляет около 10 м, а шлюзование занимает около часа. В «Немново» Августовский канал можно пересечь по специальному разводному мосту.
Рядом со шлюзом находится домик смотрителя, построенный в 1830 году и обновленный в ходе реконструкции Августовского канала.
раскрыть весь текст